ШОСТКИНСКИЙ КАЗЕННЫЙ ЗАВОД «ИМПУЛЬС» —
160 ЛЕТ РАБОТЫ В БОЕПРИПАСНОЙ ОТРАСЛИ
В статті йдеться про заснування в 1848 р. Шосткинського казенного заводу "Импульс”
Г. Генерал - Лейтенанту Гербелю
Приказ №42
Направляющаго на должность Инспектора
пороховыхъ заводов
Ст. Петербургъ Маія 1 дня, 1848 г.
На основание Высочайше утвержденной в 4-й день июля 1846 г.
инструкции для руководства Капсюльнымъ заведеніям,
начальники коихъ состоятъ подъ
непосредственнымъ моимъ начальствомъ,
дейтсвуютъ отдельно отъ пороховыхъ заводовъ,
на какъ Шостенское капсюльное
заведеніе по устройству совершенно окончено.
Дела капсюльного заведенія переданы Полковнику Петерсону.
Июль 21, 1848 годъ №2334
С момента своего основания в 1848 г. Шосткинский казенный завод «Импульс» (капсюльное заведение, завод им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, завод №53) достойно представляет Сумщину в оборонно-промышленном комплексе нашей страны и боеприпасной отрасли в частности. За весь 160 летний срок своего существования завод не работал всего 4 месяца - во время работ по эвакуации предприятия (в годы Великой Отечественной войны) в г. Нижний Ломов в августе-сентябре 1941 г., и возвращения его назад в Шостку, после освобождения, в сентябре 1943 г. и восстановления производства.
Вообще, таких предприятий, как «Импульс», в СССР было четыре. Шосткинское производство — самое мощное, производило 60% необходимой продукции, кроме заказов оборонного назначения. Остальные, тройка российских заводов, вместе взятые, производили остаток от спроса — 40%. Следует сказать, что «Импульс», в своей основной отрасли (средства инициирования взры-вов, производство детонирующих шнуров и электродетонаторов), один из мощнейших не только в Европе, но и в мире [5, 2]. А технологиями, в том объеме, которыми обладает наше предприятие, владеют сегодня только шесть стран мира: США, Франция, Великобритания, Китай, Россия, Украина. «Импульс» — важнейшее предприятие, которое стоит у истоков собственной отечественной самодостаточной боеприпасной отрасли в замкнутом цикле [2, 3].
Начинал же свою историю завод в очень непростой для нашего Отечества исторический период — в предверие нового передела политической карты Европы «великими державами» того времени. На тот период в Российской империи завод такого типа был один единственный, и располагался он в Охтинске под С-Петербургом, т.е. далеко от предполагаемого театра военных действий. Учитывая сложную международную обстановку, необходим был еще один капсюльный завод на юге страны, который бы обеспечивал русскую армию на юго-западном направлении боеприпасами, а главное — поставлял их быстро и без особых на это финансовых затрат. Место же для функционирования завода должно было соответствовать некоторым специфическим критериям:
1. Земля должна быть в собственности у государства или у государственных крестьян.
2. Наличие рядом казенного леса, угодий, кирпича и стройматериалов.
3. Возможность приводить в действие механизмы с помощью воды.
Такое место было определено рядом с «Шостенским пороховым артиллерийским заводом».
Еще в июне 1845 г. при участии бельгийского механика Фаллиса (строившего такой завод же завод в Охтинске под С-Петербургом) был составлен проект на устройство такого же завода где-либо в Малороссии[4, 4]. В ноябре 1845 г. проект был готов. 11 января 1846 г. последовало Высочайшее повеление об устройстве капсюльного заведения, для которого была выбрана местность недалеко от порохового завода возле Крупецкого пруда [1, 12]; [3, 72]:
«…Сначала предполагалось построить капсюльное заведеніе въ хуторъ Лазаревскомъ (на съверо-западъ отъ завода) на мъстъ, гдъ стоялъ упраздненный старый сърный заводъ (купленый въ 1810 году у Важинской), но такъ какъ мъстность эта была низменна и болотиста, то для устройства заведенія признана болъе удобною мъстность лежащая на съверо-востокъ отъ завода, а именно мъсто къ съверу отъ Крупецкой мельницы.
Земля подъ вновь учреждаемое заведеніее отведена отчасти изъ дачи пороховаго завода, отчасти пріобрътена отъ государственныхъ крестьянъ. Возведеніе всъхъ нужныхъ строеній, на сумму 140 тысячь руб., взятыхъ изъ капитала военныхъ поселеній, поручено по Высочайшему повелънію Коммиссіи, для которой составлено особое положеніе (Высоч. Утвержденное 6 марта 1846 года). Предсъдателемъ этой Коммиссіи назначенъ Командиръ завода (Генералъ-маіоръ Гербель), членомъ — Помощникъ Командира (Полковникъ Бергъ) а работы возложены на заводскаго архитектора. Пріемщиками матеріаловъ назначены два оберъ-офицера (изъ числа служащих на заводъ) и все дълопроизводство поручено заводской канцеляріи» [3, 73].
Того же числа, 11 января 1846 г., Государь Император Николай I утвердил проект бельгийца, и был заключен с ним контракт об устройстве второго капсюльного завода в России. Согласно которого из Бельгии должны быть доcтавлены «нужные механизмы и прочие принадлежности» еще в 1846 г., а в первой половине 1847 г. построить здания[4, 4].
«…Генералу Гербелю Высочайше предписано всъми средствами и матеріялами завода содъйствовать къ скоръйшему и лучшему устройству капсюльнаго заведенія съ наименьшими издержками для казны, вслъдствіе чего, изъ заготовленныхъ при заводъ матеріалов отпущено на постройку капсюльнаго заведенія: 2 милліона штукъ кирпича, 150 саж. бутоваго камня, 100 саж. извести, 2000 бревенъ и пр. Въ тоже время выдълано для той же цъли еще 500 тыс. кирпича и изъ заводскихъ дачъ вырублено столько деревъ, сколько дозволяло положеніе о казенныхъ лъсахъ. Всъ строенія должны были быть готовы къ началу 1847 года, но въ дъествительности поспъли только къ лъту» [3, 73].
Надо отдать должное, по тем временам и при тех условиях и технических возможностях завод вступил в строй довольно-таки быстро. Уже в феврале 1848 г., после двух недель испытаний, завод, состоящий из семи каменных и восьми деревянных, на каменных фундаментах бараков, был готов к пуску.
Из-за значимости строительства капсюльного завода Командир порохового завода Гербель даже отменил строительство госпиталя (осуществление этого «крайне нужного дела» было отложено до 1851 г.)
И наконец, после испытаний, бельгийский механик Фаллис приступил к обучению низших чинов (рабочих) к работе. Завод был принят от бельгийца комиссией и сдан полковнику Петерсону, назначенным его начальником. По сути это был первый директор [4, 4].
21 июля 1848 г. завод отделяется от «Шостенского порохового завода» в отдельное капсюльное производство и делает свои первые славные шаги в боеприпасной отрасли «во славу и защиту Отечества».
Артем Серенок
ЛИТЕРАТУРА:
1. Завод и его люди (страницы истории). Шосткинское ПО «Десна» - 220 лет. — Шостка: издательство ПО «Десна», 1991.— 184 с.
2. Имидж завода — его дела. Доклад директора ШКЗ «Импульс» Е.Д. Чернова на V Конгрессе деловых кругов Украины. // Полісся, № 12 (11858), 2003.
3. Столътіе Шостенскаго пороховаго завода (1771-1871). — С.-Петербургъ: Тип. Майкова, въ д. Мин. Фин. на Дворц. Площ., 1871.— 129 с.
4. Сюрин М. Завод «Импульс» — моя рабочая семья. — Сумы: Ярославна, 1998. — 64 с.
5. Чернов Е.Д. Пульс "Імпульсу” — нормальний! // Полісся, №45 (11785), 2002.
|