Начало истории фотографии.
Термин "фотография" – в переводе с греческого "светопись" - впервые употребил в 1839 г. английский астроном Фредерик Уильям Гершель. Этот термин означает фиксирование (сохранение) изображения при помощи оптического оборудования и светочувствительных материалов, пользуясь физико-химическим действием световых лучей. Одним из первых устройств для получения изображения стала камера-обскура – плотно закрытый ящик с отверстием в передней стенке и экраном из матового стекла или тонкой бумаги на противоположной стенке. Лучи света, проникая сквозь отверстие, проецировали на экране видимое перевернутое изображение объекта находящегося перед камерой-обскурой. Принцип ее действия был описан еще Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). В Х веке его описывал арабский ученый Ибн аль-Хайсам, а в ХVвеке и Леонардо да Винчи в своем "Трактате о живописи". Изображение полученное при помощи камеры-обскуры нельзя было сохранить, но контуры его можно было обвести заточенным угольком, что в ХVI – ХVIII вв. использовали некоторые художники для создания своих произведений. Несмотря на многие попытки зафиксировать видимые изображения, это удалось сделать только в начале ХIХ века. Рождению фотографии предшествовало изобретение гелиографии Жозефом Нисеформ Ньепсом.
В результате многолетних опытов по использованию светочувствительности органических материалов (потеря растворимости асфальтового лака под действием солнечных лучей) для получения копий гравюр, к 1822 году Ньепсу удалось при помощи камеры-обскуры (с экспозицией – 8 часов) получить первое зафиксированное изображение вида из его окна. Это изображение было, по-видимому, первой в (1765-1833) мире фотографией.
Результатами работы Ньепса заинтересовался талантливый и успешный художник Луи Жак Манде Дагерр(1787-1851), который примерно в этоже время увлекся идеей фиксации видимого оптического изображения получаемого в камере-обскуре. Письмо Дагерра Ньепсу в 1826 г. послужило началом их переписки, которая вскоре привела к личному знакомству изобретателей. В 1829 г. Дагерр заключил с Ньепсом договор об условиях совместной работы и провел с ним ряд экспериментов. После смерти Ньепса в 1833 г., согласно договора, компаньоном Дагерра стал сын Ньепса – Исидор, лишенный научных и изобретательских интересов. Все дальнейшие исследования Дагерр проводил фактически самостоятельно и разработал новый процесс, который известен как дагерротипия. Суть этого процесса заключается в обработке отполированной серебрянной пластины парами йода для получения светочувствительной пленки йодистого серебра. После экспонирования пластинка обрабатывалась парами ртути и фиксировалась горячим раствором поваренной соли, а позднее гипосульфитом. Дагерротипные снимки отличались совершенством и сыграли важную роль в популяризации фотографии.
Благодаря высокой оценке и поддержке открытия Дагерра физиком Франсуа Араго в Палате депутатов 7 января 1839 года, а затем химиком Гей-Люссаком в Палате пэров 30 июля 1839 года французским правительством было решено приобрести права на использование фотографии и назначить государственные пенсии Дагерру и Исидору Ньепсу. Вскоре, 19 августа 1839 года, Араго сделал подробный доклад о сущности дагерротипии, которая после этого стала общенародным достоянием.
Третьим родоначальником фотографии должен быть назван Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877), который изобрел процесс калотипии, основаный на применении йодо-серебрянных бумажных негативов с дополнительной сенсибилизацией, позволявших получать контактным способом неграниченное количество позитивных копий с негатива.
До конца 1880-х годов распростанение фотографии сдерживалось дороговизной и сложностью обработки фотоматериалов. Но в 1888 г. американский изобретатель Джордж Истмен (1854-1933) сконструировал фотоаппарат ящичного типа с рулонной пленкой сначала на бумажной, а потом на прозрачной целлулоидной основе. Тем самым был открыт путь массовой любительской фотографии. Подготовил: научный сотрудник отдела кинофототехники Н.Г.Кокшайкин
|