Шосткинський краєзнавчий музей


Головна Новини
Меню сайту

Пошук

Категорії розділу
Заходи музею [151]
Заходи, події, що відбуваються у нашому музеї протягом останніх років.
ІСТОРИЧНІ НАРИСИ [28]
Матеріали, зібрані науковими співробітниками музею, що стосуються здебільшого історії міста та нашого краю.
Наукові публікації [10]
Публікації наукових співробітників музею

Головна » Статті » ІСТОРИЧНІ НАРИСИ

Аэрофотосъемка – и создание отечественных аэропленок .

Аэрофотосъемка – и создание отечественных аэропленок .



Бурное развитие науки и техники в конце XIX – начале XX веков позволило осуществить давнюю мечту человечества увидеть и запечатлеть землю с высоты птичьего полета. Широко известен дружеский шарж Оноре Домье «Надар, поднявший фотографию до высоты искусства» (литография 1862 года).

За последующие полтора века, с тех пор, как Надар придумал и запатентовал идею фотографирования с воздушного шара и снял Париж с высоты птичьего полета, аэрофотосъемка развилась в самостоятельный раздел фотографии и поднялась до космических высот. Фотоснимки Земли из космоса, а также обратной стороны Луны облетели весь мир. Однако и сегодня мы мало, что знаем о самих аэрофотопленках – сведения о них приходится собирать по крупицам. Причина тому не столько научное,  как военное их применение и особая роль в обеспечении обороноспособности страны.

В 1885 г. в России была сформирована Воздухоплавательная команда во главе с поручиком А. М. Кованько, который уже 18 мая 1886 г. с воздушного шара осуществил первую опытную воздушную съемку над С.-Петербургом. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране. Годом позже на базе Воздухоплавательной команды был создан Учебный воздухоплавательный парк, где офицеры обучались аэронавтике и воздушному фотографированию.


Начальник Воздухоплавательной команды, поручик А. М. Кованько

Во время русско-японской войны воздушное фотографирование выполнялось тремя воздухоплавательными батальонами, главным образом с привязных аэростатов. Командовал батальонами инженер-полковник В. Ф. Найденов (впоследствии профессор Военно-инженерной академии). С его именем связаны успехи развития воздушного фотографирования в дореволюционной России и в советское время.

Неоспоримое преимущество аэрофотосъемки в военной разведке было высоко оценено и более активно применялось уже в годы первой мировой войны, что способствовало совершенствованию аппаратуры и методов съемки.

В августе 1916 г. в русской армии были введены фотограмметрические отделения и части при разведывательных отделах штабов армий и фронтов. А в  декабре 1916 г.,  для усиления связи аэрофоторазведывательной службы с авиацией и обсуждения организационных вопросов был созван 1-й съезд представителей авиационных частей (аэрофотографический парк). Аэрофотографический парк явился центральным органом, объединяющим вопросы воздушного фотографирования.


Аэроплан русской армии периода Первой Мировой войны, применявшийся для аэрофоторазведки

После съезда, в 1917 году, фотограмметрическая служба была передана в авиацию и в авиационных подразделениях созданы фотограмметрические части. В Киеве была организована Высшая офицерская аэрофотограмметрическая школа. Боевое значение отечественной аэросъемки в первой мировой войне быстро возрастало, и на последних ее этапах почти каждая операция выполнялась после предварительной аэрофоторазведки. К примеру, операция по прорыву Юго-Западного фронта в 1916 году, осуществленная генералом А. А. Брусиловым, была предпринята после тщательного изучения мощных укрепленных позиций противника, выявленных хорошо поставленной аэрофоторазведкой. Всего за время войны военно-воздушные силы русской армии произвели около 1,5 миллиона аэронегативов.  [ 1 ]

В начале 1918 г. аэрофотопарк начал восстанавливаться. В его структуре был создан Научно-технический отдел, главной задачей которого была разработка и усовершенствование прикладной фотографии и аэрофотографии. [ 2, 3 ]

Известно, что после призыва в 1918г. в Красную армию,  Константин Владимирович Чибисов (в дальнейшем один из основоположников советской фотографической науки) служил фотографом в авиаотряде, а позже был переведен в Центральный аэрофотопарк ВВС РККА. И уже 1919 годом датируется начало его исследований в области аэрофотографии, оптимальных условий съемки, светорассеивающей способности слоя атмосферы и выбора светофильтров.  [ 3, 6 ]

В 1923 г. организовалось Всесоюзное общество добровольного воздушного флота ("Добролет"). В 1924 г. е его системе был создан аэрофотосъемочный отдел во главе с Михаилом Дмитриевичем Бонч-Бруевичем, который заслуженно считается основателем гражданской аэросъемки в СССР. Почти одновременно с "Добролетом" на Украине возникло акционерное общество "Укрвоздухпуть", взявшее на себя с 1925 г., помимо основных воздушно-транспортных операций,  выполнение аэрофотосъемки для нужд землеустройства. 

Первые аэрофотосъемочные работы этих организаций ограничивались, в конечном итоге, составлением фотосхем главным образом для лесного ведомства. Промышленность же и сельское хозяйство нуждались не в фотосхемах, а в полноценных фотопланах, не уступающих по точности топографическим планам. В результате настойчивых поисков новых решений и практических экспериментов, советская аэрофотосъемка за короткий период (3-5 лет) сделала значительные успехи.

Фотопланами были обеспечены крупнейшие социалистические стройки СССР (Днепрострой и др.). Аэрофотосъемка охватила сельскохозяйственные районы Европейской части СССР и хлопковые районы Средней Азии. Она использовалась для железнодорожных изысканий и планировки городов.  [ 1 ]

В короткий промежуток времени, предшествовавший индустриализации страны, возникает целый ряд научно-фотографических организаций, некоторые из которых стали в дальнейшем крупнейшими научными центрами: фотографическая лаборатория Государственного оптического института, Центральная лаборатория фотохимтреста, Фотохимическая лаборатория Физико-химического института им. Л.Я.Карпова, Институт аэросъемки (в дальнейшем ЦНИИГА и К), Научно-исследовательский кинофотоинститут.  Почти одновременно (1928-29) в Ленинграде и Москве были созданы два института по аэрофотографиии. [ 2, 4-5 ]

В то же время воздушная фотосъемка применялась еще и для подготовки воздушного стрелка и систематической тренировки в точном прицеливании по воздушным подвижным целям, с применением ряда учебно-контрольных приборов, называемых фотострелками  и фотокинопулеметами.  Впервые фотострелок появился в Англии во время империалистической войны. Этот фотострелок системы Торнтон-Пикар представлял собой …- обыкновенную фотографическую фотокамеру, но приспособленную для установки как непосредственно на самолет, так и на турельный пулемет системы Льюис.


Общий вид фотострелка системы "Торнтон-Пикар"
1 - перезаряжающий механизм; 2 - корпус; 3 - объектив; 4 - движок спуска; 5 - фотокамера;
6 - соединительное кольцо с блендой; 7 - солнечная бленда.
       
Главным недостатком фотострелков было получение одного кадра во время «очереди».  Более совершенными системами для подготовки боевых воздушных стрелков зарекомендовали себя фотокинопулеметы. Среди них известны:  французский фотокинопулемет системы «Андре Дебри» (обр. 1923г.), швейцарский «Оптикон», американские «Ферчайлд» и « The Haerther Scientific Corp.»














В авиации РККА в начале 1920-х гг. использовался фотострелок системы Строганова и чуть позже  в 1930-е годы был разработан и принят на вооружение фотокинопулемет СЛП.     [ 4, 3-17 ]




                    
При этом следует отметить что, несмотря на значительную потребность в кино- и фотоматериалах как для гражданских, так и для оборонных целей, Советский Союз до начала 1930-х гг. не имел собственной химико-фотографической промышленности и кинофотопленки в стране не выпускались, а ввозились из-за границы. Стоили они дорого и оплачивались золотом.   [ 5, 10 ]

Переговоры о налаживании производства пленки в СССР велись с ведущими зарубежными фирмами «Истмен-Кодак», «Агфа-Геверт», Дюпон де Немур» и др. начиная с 1921 года. Но – безрезультатно. И лишь 21 августа 1926 года был заключен концессионный договор с французской фирмой «Сосьете индустриель де матьер пластик». По этому договору фирма СИМП обязалась наладить в городе Переславле производство с годовым объемом выпуска:  20 млн. п.м. кинопленки, около 2 млн.п.м. аэрофотопленки  и около 3 млн. п.м. фото и рентгенпленки.[6,16]

1 сентября 1928 года в Париже также был заключен договор с фирмой «Люмьер», согласно которого фирма обязалась оказать Советскому Союзу техническую помощь в организации производства в г. Шостка всех видов пленок (кино- и фотопленки, авиапленки, рентгенпленки и пленки для звукозаписи) с объемом выпуска 50 миллионов погонных метров пленки в год.  [ 5, 22 ]

Нарушая договорные обязательства обе французских фирмы, всячески оттягивали сроки монтажа оборудования, подготовки кадров и передачи технологической документации. Коллективам строящихся советских кинопленочных фабрик пришлось монтировать оборудование и осваивать новое производство без иностранной помощи. Обе фабрики вступили в строй в 1931году, однако на начальном этапе производства выпускались лишь позитивные кинопленки и только в 1933-34 годах был освоен выпуск негативных кинопленок, и первых отечественных аэрофотопленок. [ 5, 43 ]  [ 7, 5-6 ]  [ 7, 137 ]


Склад готовой продукции на фабрике №6 г.Шостка 1934г. Фото из фондов ШКМ

Сложность освоения выпуска аэрофотопленок связана с особыми требованиями, предъявляемыми к авиаэмульсиям.  «Наиболее характерной чертой авиаэмульсий является высокая чувствительность при большом контрасте. Как известно, повышение чувствительности эмульсии при их синтезе всегда ведет к понижению контраста. Поэтому изготовление высокочувствительных и в то же время контрастных эмульсий представляет собой большие технологические трудности в составлении рецепта и подбора для этого синтеза соответствующих качеств желатины. Можно сказать, что без применения соответствующих сенсибилизаторов, повышающих чувствительность эмульсий и не изменяющих ее контраста, невозможно изготовление высокочувствительных авиаэмульсий. Поэтому авиаэмульсии обычно являются всегда пан- или изохроматическими.
В последнее время у нас и за границей стали широко использовать для авиации инфрахроматические авиаэмульсии. Одним из основных преимуществ использования инфрахроматических эмульсий является тот факт, что инфракрасные лучи значительно лучше распространяются в туманной среде, что позволяет фиксировать изображение с дальних расстояний.»     [8, 340-341 ]


Этикетка высокочувствительной негативной кинопленки «СЧС» - Панхром фабрики №6 г. Шостка - выпуска 1938г. - Из фондов ШКМ

В предвоенные годы был освоен массовый выпуск ряда новых сортов негативных пленок с улучшенными фотографическими свойствами. Реконструкция советских кинопленочных фабрик уже в 1936г. позволила выпустить 115 млн. п.м. кинофотопленок и полностью освободиться от импортной зависимости, а отечественный химфотопром вышел на третье место в мире по производству кинофотоматериалов. [ 8, 7 ]  [ 9, 3 ]  

С началом Отечественной войны основной продукцией Шосткинской  (№6) и Переславской (№5) фабрик стала аэрофотопленка «Тип-5», которая была разработана в конце 1930-х гг. и использовалась еще в 1940 г. при аэросъемке линии Маннергейма. Прямо в Шостку прилетали самолеты, что бы доставить на фронт только что изготовленный фотоматериал. Но в связи с наступлением немецких войск 19 августа 1941г. на Шосткинской фабрике начался демонтаж оборудования, которое эвакуировали в Красноярск. В Красноярске шосткинскими кинопленочниками в середине 1942г. было освоено производство аэрофотобумаги, а уже в сентябре - позитивной кинопленки.  [ 5, 54-59 ]  [ 10, 58 ] 


 Недостроенное здание спорт клуба в Красноярске, в котором разместили фабрику №6. Фото из фондов ШКМ.
                       
Переславская фабрика работала в 1941г. всего девять месяцев, но и здесь в ноябре началась подготовка оборудования к эвакуации, а после разгрома немецких войск под Москвой начались срочные восстановительные работы и с апреля 1942г. фабрика вновь приступила к выпуску аэрофотопленок.

Начало войны помешало полностью завершить монтажные работы и пуск  Казанской (№8) фабрики кинопленки, но эвакуационные мероприятитя на фабриках  №5 и №6 вынудили срочно освоить производство аэрофотопленок в Казани. Для этого в Казань была направлена бригада специалистов фабрики №5 во главе с профессором К.В. Чибисовым. Уже в августе 1941 г. на фабрике №8 была выпущена первая партия аэропленки, а до конца года было освоено производство еще двух сортов аэропленок и высокочувствительного кинонегатива СЧС-1. Весной 1942 г. было так же освоено производство аэрофотобумаги. [ 11, 74-83 ] 

В 1943 г. коллективами фабрик №5 и №8, совместно с сотрудниками НИКФИ была разработана и внедрена в производство новая высокочувствительная аэропленка «Тип-6», чувствительность которой возросла с 250 Х и Д до 400 (что соответствует в пересчете на ед. ГОСТ  - с 11 до 18ед. – прим. Н.К. )

Надежность сведений, получаемых фоторазведкой, увеличила ее долю в общей воздушной разведке с 10%  в 1941 г. до 87% к концу войны. За годы Отечественной войны фоторазведкой была снята площадь в 6,5 миллиона кв.км., что превышает территорию всей Европы.  [ 11, 99 ]  [ 6, 86-87 ] 

Отмечая заслуги кинопленочников, Советское правительство наградило орденами и медалями 25 работников фабрики №5 и 26 работников фабрики №8.

За разработку высокочувствительных фотоматериалов для воздушной разведки 6-ти сотрудникам НИКФИ была присуждена Сталинская премия
1946 года.    [ 10, 64 ]  [ 11, 98 ]  [ 2, 9 ]

Организация и противостояние двух военно-политических блоков НАТО и Варшавского договора в послевоенный период усилила роль аэрофотопленок в воздушной, а затем и космической разведке, что способствовало их дальнейшему совершенствованию. И несмотря на то, что аэрофотопленки применялись в этот период не только для оборонных, но также для научных и народнохозяйственных целей, информация о них становится доступна лишь очень узкому кругу специалистов и почти полностью исчезает из открытой печати. Лишь в последнее десятилетие появились некоторые сведения об их разработках и создателях.

Период с 1944г. до начала 1950г. характеризуются восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, реконструкцией и расширением производства, разработкой и внедрением нового аппаратурного оформления технологических процессов. Освоен серийный выпуск цветных негативных и позитивных пленок для кинематографии. [ 2, 9 ]

Опыт их освоения способствовал внедрению спектрозональной фотографии и аэрофотопленок для одновременного фотографирования в двух или трех зонах спектра, дающих возможность получения двухцветного или трехцветного изображения. (СН-2, СН-4, СН-5, а позже СН-6, СН-6М, СН-10, СН-15, СН-23) Эти пленки позволили существенно расширить объем информации при фотографировании различных объектов. За разработку спектрозональных пленок Иорданскому, Чельцову и Уварову  (НИКФИ) была присуждена Сталинская премия 1950 года.  [ 2, 14-15 ]


В 1950-67 гг. проводятся коренные изменения методов производства основы и с 1967 г. Шосткинский химзавод полностью перешел на огнебезопасную триацетатную основу для всех кинопленок, а чуть позже освоено производство ПЭТФ основы и использование ее для аэрофотопленок.  [ 5, 85 ]

Существенно изменились и методы получения фотографических эмульсий. Вначале, классический промывной способ был заменен способом химического осаждения твердой фазы. Развивались также и способы механического осаждения твердой фазы. А позже разработана технология получения фотоэмульсий методом многоструйной, контролируемой эмульсификации, что позволило улучшить такие важные показатели фотоэмульсий, как частотная характеристика, соотношение светочувствительности и гранулярности и др.   [ 2, 15 ]

В этот период разработаны и выпущены в Шостке следующие черно-белые аэрофотопленки :  панхроматические «тип-10» и «тип-17»,  изопанхроматические пленки «тип-22», «тип-25» и другие. А также  фотбумаги «Аэрофотобумага Н-1» и «Фотобумага картографическая».



В 1985г. Шосткинское ПО «Свема» вводит в эксплуатацию современный Технологический комплекс производства длиннометражных  (до 3000 м.) специальных пленок для обзорного, детального и сверхдетального наблюдения поверхности Земли и индикации природных ресурсов из космоса, а также всех видов аэрофотосъемки.  [ 2, 17 ]


Комплекс технических пленок - цех № 81 ПО «Свема»

К концу 1980-х гг. в институте ГосНИИ Химфотопроект были разработаны способы синтеза кристаллографических однородных микрокристаллов, установлены закономерности влияния условий кристаллизации на кинетику их роста, исследованы основные закономерности формирования плоских микрокристаллов (Т-МК), разработан способ и условия синтеза микрокристаллов двойной структуры. А также разработаны и экспериментально обоснованы условия кристаллизации, химической и спектральной сенсибилизации фотографических эмульсий с улучшенным соотношением светочувствительности и структурометрических свойств. В результате этих исследований разработан ряд светочувствительных материалов для воздушного фотографирования и съемок из космоса.  За их создание и промышленное освоение сотрудникам ГосНИИ Химфотопроект присуждены Государственные премии СССР: Н.В.Поспеловой (1981 г.), В.Н.Подлесных (1982г.) и В.А.Мальцевой (1988г.)   [ 2, 19 ]

 
Технологический комплекс для производства специальных пленок – цех № 81 ПО «Свема»

Эти фотопленки обладали высокой разрешающей способностью и светочувствительностью. «На черно-белую пленку из космических аппаратов и самолетов фотографировались объекты и территории. Пленка была с таким разрешением, что, на снимках из космоса можно было рассмотреть номер легкового автомобиля.»  [ 12, 14 ]


Этикетка аэрофотопленки «Изопанхром тип 42»(ноябрь 1991 г. ПО «Свема» г. Шостка)

К примеру аэрофотопленка «Изопанхром тип-42» ( вып. - ПО «Свема» ноябрь 1991 г. размер 32х3000, парт.8322,) имела светочувствительность 1400 ед ГОСТ.   [ 13 ] 


Научный сотрудник ШКМ Н.Г. Кокшайкин в разделе аэрофотопленок экспозиции отдела кинофототехники
                              
Литература :

1. А. И. Шершень, «Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс», М., 1949г.
2. В.В.Андреянов, И.Ф.Анюховский, «История фотохимической промышленности в СССР, России 1917-2001 годы» г. Переславль-Залесский 2001.
3. К.В. Чибисов «Очерки по истории фотографии», М.: «Искусство» - 1987г.
4. И.М. Абрамов «Фотокинопулемет СЛП», М.: «Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза СССР» - 1939г.
5. «Эстафета добрых дел - Очерк истории Шосткинского ордена Октябрьской Революции ПО «СВЕМА», Харьков «Прапор» -1976г.
6. А.А. Михайлов «Первородство» - 850-летию города Переславля-Залесского и  70-летию «Славича» посвящается», Изд. ООО «Славпринт» 2001.
7. П. В. Козлов «Производство фотокинопленок», Государственное издательство легкой промышленности, Москва-1934.
8. П. В. Козлов «Технология фотокинопленки - т.2, - Техническая химия фотографического слоя», Москва-Ленинград «ИСКУССТВО»-1937г.
9. Б.К. Подгородецкий «Руководство по курсу технологии основы кинопленки» под редакцией проф. П.В.Козлова. Госкиноиздат. Москва - 1939г.
10. В.И.Андрианов, П.В.Поздняков «Первенец советской кинопленки» Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль 1987
11. Р.Г. Абдуллина, Г.И. Аблязов «Очерки истории Казанского химического завода им. В.В. Куйбышева», Татарское книжное издательство, Казань 1970.
12. Ю.Тимошик «Свема» - отметилась в космосе» - Интерьвью с техническим директором ОАО «Свема» Ю.И.Ивановым – газета «ВОвремя»- стр.14, 12 апреля 2006г.
13. Коллекция натурных образцов продукции, упаковок и этикеток Шосткинского ПО «Свема» в фондах отдела кинофототехники Шосткинского краеведческого музея.

Научный сотрудник
отдела кинофототехники
Н.Г. Кокшайкин
Категорія: ІСТОРИЧНІ НАРИСИ | Додав: shostmus (27.10.2011)
Шосткинський краєзнавчий музей. Усі права захищено. © 2022